Человек, как правило, находится в заблуждении, относительно своего "я", которое часто отождествляется с мелкими интересами, ошибаясь относительно своей обособленности от внешнего мира, от всех существований, прошлых и будущих, что приводит к смятению духа. Будда не говорит сколько-нибудь ясно о том, что представляет собой человеческое "я", и как оно соотносится с понятием души человека. Основываясь на буддийской канонической литературе, некоторые исследователи утверждают, что буддизм отрицает существование души.
Действительно, Будда не раз говорил, что души как некой постоянной внематериальной субстанции, присущей данному индивиду, нет, но есть комплекс пяти групп скандх, телесных и духовных элементов - дхарм, уплотненный поток которых образует живое существо, отличающееся определенной физической и психической стабильностью на протяжении всего периода существования этого уплотнения и вплоть до его распада.
Показать весь текст
Человек, как правило, находится в заблуждении, относительно своего "я", которое часто отождествляется с мелкими интересами, ошибаясь относительно своей обособленности от внешнего мира, от всех существований, прошлых и будущих, что приводит к смятению духа. Будда не говорит сколько-нибудь ясно о том, что представляет собой человеческое "я", и как оно соотносится с понятием души человека. Основываясь на буддийской канонической литературе, некоторые исследователи утверждают, что буддизм отрицает существование души.
Действительно, Будда не раз говорил, что души как некой постоянной внематериальной субстанции, присущей данному индивиду, нет, но есть комплекс пяти групп скандх, телесных и духовных элементов - дхарм, уплотненный поток которых образует живое существо, отличающееся определенной физической и психической стабильностью на протяжении всего периода существования этого уплотнения и вплоть до его распада. Возрождение нового комплекса пяти скандх приводит к возрождению жизни, которую определяет закон кармы - ее действие зависит от духовного уровня жившего человека, что и является движущей силой процесса жизни. Кругооборот жизни и смерти обусловлен перегруппировкой сочетания телесных и духовных дхарм.
Будда отвергает бессмертие преходящих элементов, составляющих индивидуум, поэтому и о смерти он говорит как о законе всякой жизни, от которого человек не может уйти, пока не достигнет просветления, а следовательно, прерывания круга перерождений. В мире всё преходяще: и мечты, и желания, и надежды. Нигде не найти такого места, где бы человек мог жить, не будучи побежден смертью. Даже Будда был реальным человеком, чье смертное тело было подвержено превратностям земного бытия. Почувствовав приближение конца жизни, он распорядился поставить свое ложе в саловой роще между двумя деревьями-близнецами, растущими из одного корня. Деревья зацвели, хотя не было сезона цветения, и осыпались на тело Будды.
Смерть физического тела и уход в Нирвану происходил как челночное чередование различных состояний через четыре транса, разных по глубине, и сферу безграничности сознания и безграничной пустоты. Несколько раз возвращался Будда в земной план, пока от первого транса совершил обратный ход до четвертого и затем уже ушел в Нирвану. Что означали эти переходы "туда - обратно" - остается тайной для всех, не достигших просветления. И здесь Будда хранит молчание. Но в знаменитой бенаресской проповеди он сказал: "Откройте ваши уши, монахи: избавление от смерти найдено! Если вы будете поступать сообразно с моим учением, то еще в этой жизни сами познаете Истину и узрите ее лицом к лицу. Больше у меня нет от вас секретов, ибо я сказал все, что надо было сказать".
Галина Царева
Скрыть весь текст